- Деревянная архитектура
- обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянная архитектура - один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека (остатки свайных поселений на р. Модлоне в Вологодской области относятся к эпохе неолита). Деревянная архитектура более ограничена в своих возможностях, чем каменная; её выразительность достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева (сосна, дуб, ель, каштан, бук, пихта, пальма и др.) и декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчёркивающей её красоту. Издавна сложились 2 конструктивные системы деревянных построек - срубная и каркасная, которые существовали на протяжении многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени. Единые строительные приёмы, при огромном богатстве и разнообразии образных решений и композиционных вариантов, определяемых социально-экономическими и природно-климатическими условиями, присущи всем типам деревянных сооружений (жилым, хозяйственным, культовым, оборонительным и т.д.), встречающимся в России, Белоруссии, Украине, Западной Европе, Африке, Океании, Юго-Восточной Азии, Канаде, Южной Америке и др. Они создавали цельный и гармоничный облик городов (особенно русских) и поселений. Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить эволюцию деревянной архитектуры, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17-19, реже 12-16 вв.), а также описания современников, изображения на старинных документах, иконах и картинах дают представление о значительности деревянной архитектуры в прошлом, о взаимовлиянии деревянной и каменной архитектуры (прослеживается в балочно-стоечной конструкции, в формах крепостных башен, в шатровых и ярусных завершениях церквей, трёхчастной композиции жилых домов и т. д.). Особенность деревянной архитектуры - близость к окружающей природе; сооружения воспринимаются как её неотъемлемая часть. Единство и относительная устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных решений жилого дома (в России - изба), в основе которого лежит сруб, или клеть, с очагом (а позже печью) и с 2- или 4-скатной крышей. Тип срубного жилища распространён в России, в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, Польше, Румынии, Чехословакии, Финляндии, скандинавских странах, в горных районах Италии и Швейцарии. Специфически местный характер ему придают различные размеры, расположение и формы срубов (встречаются даже характерные обычно для культовой деревянной архитектуры многогранные, например в пастушеских домиках Карпат), форма и покрытия крыш, планировка помещений (широко распространено трёхчастное деление с открытым очагом в центральной части), введение других материалов (например, каменные подклеты в альпийских домах, соломенные кровли России, Украины, Белоруссии, Польши) и особенно характер декоративного убранства фасадов и интерьеров. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (длина 7-10 м, диаметр 25-50 см; см. Венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов-"самцов", продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом), прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин и особых жердей ("куриц") с крюками, на которых удерживается водосток. Все детали соединены без гвоздей. Обусловленный этой конструкцией предельно логичный, ясный и монументальный объём с мерным ритмом незакрытых венцов, контрастирующий с устремлённой вверх нарядной крышей, создаёт особую выразительность деревянных жилых построек, которая усиливается введением специфических декоративных элементов (лаконичная и скупая скульптурная резьба, украшавшая в основном коньки и курицы крыши, балясины галерей). С удешевлением пилёного леса (после появления в 18 в. водяных, а затем и паровых лесопилок) распространились более дешёвые стропильные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, "полотенца", наличники окон, балясины галерей, подзоры и т.д.); усложняется резьба (рельефная и пропильная), подражая элементам каменного декора (в формах наличников, фронтонов, балясин). Клеть делится на отдельные ячейки - помещения (2 - в центральной и северной России; 3 - на Украине, в Белоруссии, Прибалтике). К срубу по мере надобности прирубаются другие, образуя "двойни", "тройни". Размеры брёвен ограничивали длину и ширину постройки, но можно было значительно увеличить её высоту. Система клетей с башнями-"повалушами", соединённых сенями и переходами, на Руси называлась "хоромами". Свободная, живописная композиция характерна для 3-этажных хором Строгановых в Сольвычегодске (1565, не сохранились) и особенно для дворца Алексея Михайловича в с. Коломенском под Москвой (1667-1668), с его асимметрией, разнообразием покрытий, сложной системой крылец, нарядной резьбой. Многообразные типы сохранившихся русских изб 18-19 вв. делятся на несколько стилистических групп. В северных районах преобладают: 4-стенные избы на высоком подклете, с двускатной крышей, далеко выступающей над фронтоном, или с крышей, выгнутой бочкой (в Архангельской, Вологодской областях); дома "кошелем" (изба и хозяйственный двор поставлены рядом и покрыты одной асимметричной крышей) и "брусом" (двор примыкает к избе сзади) - в Карельской АССР. Сильные свесы крыш, мощные брёвна срубов и накатов "взвоза" (въезда на сеновал), скупость резных деталей придают северным избам монументальность и суровую простоту. К ним близки избы Сибири - "двойни", "тройни" и 4-стенные, на высоком подклете, носящие ещё более замкнутый, крепостной характер. Бревенчатые стены, широкие пластины пола, "матицы" (балки) потолка, прикреплённые к стенам лавки и кровати с резными подзорами, огромные печи, цветочные росписи (сдержанные на С. и более пышные в Сибири) позволяют ощутить гармонию и связь всех деталей интерьера. Более приветливы избы среднерусской полосы (волго-окское междуречье, Северное Поволжье), украшенные нарядной плоскорельефной "глухой" резьбой (так называемая корабельная резь). В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность которой иногда усилена дополнительными связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами - глиной, камнем, кирпичом. Простейшие деревянные дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Америки, Океании. По сравнению со срубной открытая каркасная конструкция, с её ритмическими рядами опор и ригелей, допускает большую свободу композиций, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с простейшими 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались огромные комплексы дворцовых каркасных зданий (7-12 вв.). Мощные столбы, резные и расписанные кронштейны-"доугуны" и массивные изогнутые черепичные крыши создают впечатление большой нарядности сооружения. Очень лёгкие японские каркасные дома, в отличие от китайских, несимметричны и видоизменяются с перестановкой внутренних перегородок. Во многих странах Европы (Германия, Австрия, Швейцария и др.) богато развито фахверковое зодчество. В хозяйственных постройках (амбары, склады, мельницы, мосты, бани) особенно чётко проявляется инженерно-конструкторское мышление народных мастеров. Применяемые здесь особые, функционально оправданные конструктивные элементы (крылья и подпоры ветряных мельниц, крутые взвозы и галереи амбаров и сеновалов, тонкие сваи бань, мощные подпоры мостов) создают острые, выразительные силуэты построек. Древнейшие деревянные культовые сооружения известны только по литературным источникам. В русских летописях упоминаются дубовый "о 13 верхах" Софийский собор в Новгороде (989), Успенский собор в Ростове Великом (992) и др. Храм, являвшийся единственным общественным сооружением, выделялся высотой и размерами среди рядовой застройки города или села. Сохранившиеся на территории России памятники датируются в основном 15-18 вв. Наиболее распространены "клетские" односрубные, напоминающие избу храмы с двускатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор) - Лазаревская церковь Муромского монастыря (конец 14 в., ныне в Кижах), церковь с. Бородава (1486, ныне в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Разнообразны шатровые храмы (6-8-гранные, квадратные или крестообразные срубы, покрытые шатром). Центральный сруб, часто расширенный вверху в виде раструба-"повала" (для опоры шатра и предохранения стен от излишней влаги), живописно сочетался с пристройками (покрытыми скатами и бочками), крыльцами, галереями с изящной резьбой (церкви в Панилове Архангельской области, 1600, в Варзуге Мурманской области, 1674, в Кондопоге, 1774; собор в Кеми, 1711-17). Характерны также кубоватые покрытия (см. Бочка), несущие 5 глав (храмы в с. Кушерека, 1669, Пияла, 1695; Преображенская церковь в Турчасове, 1781; все - в Архангельской области). Для средней полосы России типичны нарядные ярусные верхи из четвериков (церковь в селе Ширково Калининской области, 1697) или восьмериков (церкви Вознесения в Торжке Калининской области, 1653, Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова Ярославской области, 1687 или 1689). Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи, в которых суровая мощь рубленых стен сочетается с изысканностью силуэта и трепетной узорчатостью покрытых лемехом глав. Шатровые восьмигранные колокольни были каркасными и обшивались в нижних ярусах брёвнами, тогда как верхние части столбов образовывали открытую галерею - звонницу. Во внутреннем убранстве церквей широко использовались резьба и росписи, придававшие интерьеру радостный, праздничный характер (часовня Умиления богородицы в деревне Корбе Карелии, 18 в.). Простейший вид украинской деревянной церкви - приземистая бескупольная церковь "хатного" типа из трёх срубов разной высоты с двускатными (церковь в с. Сычин Волынской области, 16 в.), 8-гранными шатровыми (собор в Ковеле Волынской области, 1505; Николаевская церковь в Виннице, 1746) или полусферическими шлемовидными завершениями (церковь Юры в Дрогобыче, 1654). Срубы часто обшиты горизонтально положенными досками. Распространены крестообразные в плане церкви с 1-9 верхами. Центральный сруб с наиболее развитым верхом всегда господствует над церковью, приближая её силуэт к пирамиде (собор в Новомосковске Днепропетровской области, 1773-81) и достигая очень большой высоты (высота храма в Березне Черниговской области (1761) - 34 м). Наиболее характерны трёхсрубные (с размещением срубов по одной оси) храмы - с уступчатыми пирамидальными покрытиями, придающими невысоким объёмам динамичность и устремление вверх. Есть храмы, завершённые целым каскадом уступов-"заломов" (церковь Николая из с. Кривки с 6 заломами, 1763, ныне во Львове). В трёхсрубных церквах карпатских украинцев (лемков) высота объёмов нарастает к западу, где над притвором возвышается готическая по типу башня. Церкви Белоруссии близки к украинским, но обшиваются досками по вертикали (шелёвка). Деревянные гвозди, прикрепляющие доски к срубу, образуют узор. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба - 2-я половина 15 в., Рабке, 1606, Поврожнике, около 1643), Румынии (церковь в Филдул-де-Сус, 2-я половина 17 в.), Чехословакии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725 - 26) характерно сочетание специфики деревянного зодчества с искусной интерпретацией в формах срубов, крыш и деталей стилей каменной западноевропейской архитектуры (готики, барокко, классицизма). В синагогах этих стран деревянные срубы завершаются подвесными стропильными конструкциями, позволяющими перекрывать обширные помещения (в Гродно - в Белоруссии; в Гвоздце близ Черновиц и Острополе близ Житомира - на Украине; в Заблудуве - в Польше; все - 17 в.). Подвесные стропильные конструкции, к которым подшивались потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов, часто применялись в срубных церквах Финляндии - в Салойнене (1622), в Торнио (1686, мастер М. Хармя) и др. Храмы каркасного типа известны в Японии и Китае с первых веков н. э. (синтоистский храм в Исе; буддийские храмы - Хорюдзи, Феникса, Фогуан). В их основе лежит конструкция примитивных свайных жилищ (сооружения подняты на столбах и платформах), доведённая до совершенства искусством ритмической расстановки столбов, удачным сочетанием лёгких стен с массивными нависающими крышами. В Скандинавии сложился тип храмов с двойным каркасом - внутренним, из стройных столбов, соединённых арками и крестовинами, и наружным, со стенами из деревянных вертикальных пластин, закреплённых в раме ("ставкирки" Норвегии - в Урнесе, 1060-1130, Боргунне, около 1150). Внутреннее пространство трёхъярусных пирамидальных ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил). Несмотря на сравнительно небольшие размеры, церкви кажутся монументальными, как и шведские звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (на острове Фрёсён озера Стуршён, 1754). Из деревянных оборонных сооружений, имевших вплоть до 17 в. большое значение для формирования города, его плана и силуэта, сохранилось всего несколько памятников (остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири, оба - 17 в., и ограды Николо-Карельского монастыря, 1692, ныне в Музее-заповеднике Коломенское в Москве). Для этих сооружений характерны крепостные стены из срубов, засыпанных землёй, с открытым ходом по верху, который защищён бревенчатым парапетом-"заборалом", и монументальные суровые башни, завершённые невысокими шатрами. В конце 19 - начале 20 вв. многие архитекторы обращались к формам и декору народной Д. а. при постройке выставочных павильонов, дач, ж.-д. станций. Е. Н. Сильверсван.современная деревянная архитектура. Дерево как строительный материал используется в сельских местностях (в районах, богатых лесом), в городских постройках временного характера, в посёлках. Успешно применяется в малых архитектурных формах - оградах, входах, парковых беседках, павильонах. Улучшение качеств древесины (антисептирование, прессование, обработка антипиренами делают дерево огнестойким материалом с увеличенной прочностью), применение специальных клеёв для соединения деревянных элементов позволило создавать конструктивные элементы любой длины и формы, дало ещё больше возможностей для использования дерева в современной архитектуре (в СССР обширные деревянные павильоны с большепролётными конструкциями были сооружены на 1-й Всероссийской с.-х. и кустарно-промышленной выставке 1923). В США, Финляндии, Норвегии, Швейцарии широко распространено строительство малоэтажных жилых домов, возводимых на основе сборки лёгких деревянных каркасов и панелей заводского изготовления. Советский и канадский опыт показали также, что для районов Крайнего Севера и лесных районов деревянное каркасное домостроение экономичнее и эффективнее строительства из др. материалов. В строительстве промышленных, гражданских, с.-х. сооружений широко применяются клеёные балки (трикотажная фабрика в Мансфилде, Англия), трехшарнирные различных очертаний рамы (фабрика одежды в Турку, Финляндия) и арки (лаборатория фирмы "Феникс" в графстве Эссекс, Англия). Купольные покрытия из арочных клеёных рёбер и сетчатые своды, позволяющие перекрывать большие пролёты, чаще всего используются в строительстве спортивных сооружений (крытые стадионы во Флориде, США, пролёт 90 м, в Ньюкасле-апон-Тайн, Англия, пролёт 62 м; Колизеум колледжа в штате Кентукки, США, пролёт 94 м; каток в Гренобле, Франция). Значительное распространение в архитектуре получили складчатые конструкции (завод бумаги в Калифорнии, США) и оболочки в виде гиперболических параболоидов ("гипаров"), сооружаемые из тонких досок, склеенных в 2-3 слоя, или из фанеры. Опираясь только на 2 точки, такие покрытия полностью освобождают внутреннее пространство от опор и дают возможность создавать светлые обширные помещения при небольшой затрате материала (овощной рынок в Лондоне, многочисленные школы и др. детские учреждения в Великобритании). Новые конструкции позволяют добиваться разнообразия и богатства архитектурных решений деревянных построек, сходных по формам с сооружениями из железобетона, алюминия и др. Характерная фактура и декоративные качества деревянных элементов, открытых в просторных интерьерах и легко читаемых на фасаде, придают деревянным постройкам особую теплоту, создают впечатляющий художественный эффект. Е. К. Иванова.
Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011.