Ордер архитектурный

Ордер архитектурный
   тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое в мировом архитектуроведении мнение, что древне-греческие ордера возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные, "канонические" пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные ордера - дорический ордер и ионический ордер (ранний вариант без фриза) - в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев и ионийцев. Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса).
   строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
   1) трёхступенчатого основания - стереобата;
   2) каннелированной несущей колонны (обычно с энтазисом), завершенной капителью, состоящей из абака (абаки) и эхина;
   3) несомой части - антаблемента, включающего архитрав, фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз; последний состоит из поддерживающих обломов, выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и венчающей симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов.
   более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический ордер появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу сложного профиля, каннелюры, разделённые дорожками, капитель с волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами под выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического ордера, возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных ордеров: вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты ордеров, в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению ордеров, наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей ордеров в Древней Греции всё же не получили застывшую "каноническую" форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями ордера позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства ордера, а также возможность различного, в том числе подчёркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский ордер (упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз - всегда гладкий) и композитный ордер, в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные ещё в Древней Греции; распространилось применение ордера или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями напр., Колизей, древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения); условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. ордер стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве ордер начал широко применяться с конца 17 в.). Теоретическое освоение классического ордера (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16-18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории ордера в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.

Словарь Архитектурных терминов.. . 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Ордер архитектурный" в других словарях:

  • Ордер архитектурный — (лат. ordo – ряд, порядок) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые… …   Энциклопедия культурологии

  • ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ — определённые сочетания, структура, а также художественная обработка несущих (колонна с капителью, иногда с базой) и несомых (архитрав, фриз и карниз, составляющие антаблемент) частей в стоечно балочной конструкции. Классические О. а. были… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ — (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo ряд, порядок, расположение) тип архит. композиции, осн. на определ. системе сочетания и пластич. обработки несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз,… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Ордер архитектурный — тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён… …   Строительный словарь

  • Ордер архитектурный — Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век Архитектурный ордер  вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и… …   Википедия

  • ордер архитектурный — один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей. Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито микенской архитектуре, однако лишь в Древней Греции была… …   Художественная энциклопедия

  • ОРДЕР — архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент) частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка.… …   Современная энциклопедия

  • Ордер (архитект.) — Ордер архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с… …   Большая советская энциклопедия

  • ОРДЕР — архитектурный определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ордер (архитектура) — Ордера архитектурные: А дорический; Б ионический; В коринфский; 1 карниз; 2 фриз; 3 архитрав; 4 капитель; 5 ствол колонны; 6 база. ОРДЕР архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»